Клондайк: Золотая лихорадка :: Приложение :: Традиции и обряды индейцев Аляски

Индейцы, населяющие внутренние территории Аляски, вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой для охоты и рыбалки в поисках добычи. Охота, рыболовство и собирательство были их основным промыслом. В реках ловили форель и щуку, в лесах охота велась в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток, а также на лосей, оленей, диких коз, медведей-гризли, бобров. И хотя индейцы много охотились на животных и птиц, периоды, когда их племена голодали, были нередки. На нашей игре племя стиксов как раз находится накануне переселения, связанного с тем, что крупного зверя в лесах стало меньше с тех пор, как появился и стал разрастаться Доусон.

Свои жилища индейцы конструировали в зависимости от грядущего сезона. Племена, живущие на реке Юкон, обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки — «лагеря». Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок. Однако на игре мы копать землянки не будем — ограничимся вигвамами.

Большую часть года индейцы проводили в тесном кругу нескольких соседских семей. Родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Супругу полагалось искать не среди близких родственников, а в другом племени. Браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами — были запрещены.

Социальные отношения в племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную индейцы вели по линии матери. Однако Джек Лондон в своих рассказах пренебрегает этим и ведет родословную по линии отца (например, «Киш, сын Киша», «Мака, дочь Оуитса»). В этом отношении мы будем следовать за писателем.

Каждое племя обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или старейшина. Политическое лидерство достигалось путем «соревнований престижа». Если мужчина клана стремился к лидерству, он должен был доказать, что он самый удачливый охотник, от которого зависит благоденствие всего племени.

Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялись для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего индеец мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени. Поскольку другие племена на игре не представлены, то добрым индейским молодцам, желающим добиться политического лидерства, придется искать к своей цели какие-то другие пути.

Межплеменные войны были частыми. До XX века индейцы не применяли в междоусобицах ружья, хотя вполне ими владели с XVIII века. Индейцы на нашей игре тоже владеют ружьями. А вот луки не используют ни для войны, ни для охоты.

В племенах было распространено рабство: в одних случаях рабами были пленники, в других — провинившиеся или обедневшие соплеменники. Если племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов, тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года.

Больших успехов индейцы достигли в резьбе по дереву, камню, в медной ковке, в плетении из шерсти (накидки — чилкаты). Подобные предметы (отчасти — привезенные с собой, отчасти — сделанные на игре) пригодятся как для торговли с белыми, так и для даров. У белых индейцы могут покупать табак, выпивку, красивые безделушки, ножи, ружья, порох (петарды и пистоны).

Каждый клан имел свое персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали животные, которые служили главной добычей охоты, а также силы природы, отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородие земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю окружающую природу. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных, и использовали эти легенды в своих обрядах.

Вся религия индейцев проникнута глубокой любовью и уважением к Земле. Индивидуальная черта религии индейцев Аляски — культ Ворона как символа Творца. Индейцы считали, что небо, земля и все живое создано Вороном. Ворон наблюдает за жизнью каждого человека. Все эти моменты, связанные с мировосприятием индейцев, нужно учитывать.

Восприятие окружающего мира — это то, что отличает индейцев от белых. Оно проявляется в том, что индейцы простодушны и бесхитростны. Конечно, это не значит, что индейские мужчины совсем не умеют обманывать и интриговать, а индейские женщины — кокетничать. Но, во всяком случае, обман и интриги для них не самоцель, и сначала они попробуют добиться результата более простыми путями. Индейцы не испытывают сложных и противоречивых чувств и всегда точно знают, чего хотят.

Хранителями религиозных обрядов, ответственными за связь индейцев с миром потусторонних сил, были шаманы. Шаманы обладали многими знаниями: как излечить больного; как привлечь удачу к охотнику; как предсказать погоду и будущее. Они знали законы жизни и законы взаимосвязи всего живого и помогали своему народу жить в гармонии с этими законами. Шаман у нас на игре выступает как посредник между индейцами и самим Великим Вороном и доносит до всех его волю.

Обрядов и ритуалов у индейцев было множество. Ниже описаны некоторые из них, которые могут быть востребованы на игре.

Празднества и пиры

По обычаю, гости и хозяева обмениваются подарками, приветствуя друг друга. Когда индейцы начали участвовать в торговом обмене с белыми, они стали чаще устраивать общеплеменные трапезы в честь своих новых партнеров. Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени. Мужчина, собирающийся жениться, должен устроить пир для своего племени. Праздник мог стать поводом и для потлача. После обильного угощения, веселья и плясок устроители потлача (вожди, старейшины, другие лица, а иногда община в целом), одаривали всех присутствующих богатыми дарами, нередко раздавая все свое имущество. Чем богаче были дары, тем большее уважение получал организатор потлача.

Важный момент церемониала — участники не просто обмениваются подарками, но и произносят слова, связанные с пожеланиями добра и всяческих благ, а подарок может выступать как вознаграждение за пожелание.

Оскорбление хозяина пира — нарушение законов гостеприимства.

Кстати об оскорблениях. Оскорблять следует самого знатного из присутствующих, это возвеличивает оскорбителя. В оскорблении того, кто ниже по общественному положению, нет никакой чести. То же касается и убийства. Существует обычай — когда хотят выразить человеку своё презрение, приплясывают перед ним на негнущихся ногах.

Обручение и свадьба

Парень, задумавший жениться, должен доказать своей избраннице и ее семье свою состоятельность и способность прокормить жену и будущих детей. Для этого он также приносит дары, свидетельствующие о его богатстве и охотничьей удаче (например, существовал обычай дарить девушке пояс из оленьих зубов). Если дары принимаются — значит, брак состоится.

Девушка же одаривает в ответ своего жениха расшитым бисером поясом, сделанным своими руками.

Перед свадьбой родители жениха и невесты дают молодым наставления и советы, касающиеся их будущей совместной жизни. Право забрать невесту из родительского дома в день свадьбы получает самый сильный и уважаемый мужчина в племени. Он останавливается перед входом в дом невесты и произносит речь, в которой рассказывает, кто он такой, перечисляет свои заслуги и говорит, что пришел забрать девушку, чтобы выдать ее за <имя жениха>, и перечисляет заслуги жениха. После чего берет невесту на руки и передает жениху.

Перед началом ритуала шаман окуривает дымом специальных трав голову и грудь всем присутствующим, чтобы очистить их душу и тело. Затем выходят жених и невеста. Вождь племени приветствует их и одаривает перьями орла, символизирующими верность. Шаман соединяет руки жениха и невесты и произносит речь. Затем он просит жениха встать на колени, чтобы выразить свое почтение матери-земле. Вождь племени подносит им мясо и хлеб (в оригинале не хлеб, а ягоды и коренья, но у нас будет хлеб) и просит угостить друг друга. Жених угощает невесту мясом в знак того, что он будет защищать ее и станет кормильцем в семье. Невеста угощает жениха хлебом в знак того, что она будет поддерживать семейный очаг и подарит мужу здоровых и крепких детей. Молодоженов опрыскивают настойкой из трав. Затем начинается свадебный пир, который должен быть как можно более шумным, чтобы даже до неба донесся слух о новой семье. Заканчивается обряд свадебным хороводом.

Обращение к духам предков

Обряд используется, когда племени, необходим совет предков, чтобы принять важное решение. К предкам можно обратиться за помощью в тяжелой для всего племени ситуации, попросить об исцелении тяжелобольного или раненого. Но беспокоить предков по пустякам не следует.

Участники обряда уединяются в закрытом полутемном и жарко натопленном помещении. Входя в него, нужно двигаться по ходу солнца, повторяя имена своих предков. Вход в помещение закрывается, все рассаживаются кругом, в центре которого очаг. В очаг бросают специальные травы. Шаман неторопливо бьет в бубен. В это время участники про себя обращаются к предкам с вопросами, просьбами о помощи и исцелении.

Когда бубен умолкает, все выходят на улицу. После общения с предками нужно провести другой ритуал — ритуал освобождения, помогающий разорвать возникшую связь с духами предков. Участников окуривают травами и очищают перьями орла.

Погребение

Мертвеца заворачивают в одеяло и кладут в вигваме. Шаман бьет в бубен. Женщины оплакивают покойного. Чем громче, тем лучше. Мужчины, собравшись вокруг тела, говорят о пути, который предстоит покойному в загробном мире, и называют предметы, которые могут ему там понадобиться. Эти предметы кладут рядом с покойным.

Тела умерших индейцы размещали на деревьях, чтобы до них не могли добраться дикие звери.

Жертвоприношение

Обряд жертвоприношения может устраиваться по разным случаям. Посредством жертвоприношения индейцы испрашивают хорошей погоды, урожая и особенно удачного охотничьего промысла. Активное участие в жертвоприношении принимает шаман. Он же может принять решение о необходимости человеческого жертвоприношения. Шаман выбирает жертву, которая должна быть молода и здорова, и указывает ее сородичам. Жертву отдают безропотно, так как знают, что в противном случае племя ожидают серьезные несчастья. Для жертвоприношения выбирают чистую светлую полянку на восточном склоне горы или пригорка, желательно окруженную березами. Жертвоприношение производится утром до восхода солнца. Все члены племени сходятся к месту жертвоприношения. Шаман выбирает из них тех, кто будет убивать жертву. Жертву закалывают, а затем сжигают.

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan