PlaneScape: Sigil :: Правила :: De concepto sigillario - Четверть третья, гегельянская

Четверть третья, гегельянская,
в которой, хамя и буйствуя, появляется загадочный фактор «икс»

Повторим ещё раз: вопрос о характере мироустройства остаётся загадкой для большинства персонажей, мастера не сообщают ничего такого, что могло бы резко нарушить равновесие фракций. Но не нужно думать, что мастерская модель построена на этом равновесии. Рассуждать так значило бы думать, что мастера симпатизируют нейтралам. Возможно, так оно и есть, но только с тою же долей вероятности, с какой нас можно заподозрить в любви к законникам или хаотикам. Никто не знает, идеологию какой фракции мы использовали в качестве мирообразующей.

Ясно одно: бытие не статично, оно куда-то движется. Но что есть это движение? Даосский круговорот Инь и Ян? Тогда правы нейтралы. Или же история Planescape имеет конец? Но тогда каков он: вселенский Апокалипсис, энтропийное «скатывание» мира в Лимбо или же полицейский коммунизм гармоничников? А может быть, правы революционеры, призывающие разрушить мир и построить на его обломках чего-нибудь новое, неважно чего?

Ясно также, что бытие каким-то странным образом связано с сознанием. Антропный принцип был известен ещё Декарту, заявившему во всеуслышание: «Cogito, ergo sum» («Мыслю, значит существую»). Бытие невозможно без сознания, как и сознание невозможно без бытия. Однако характер этой связи латентен. В Сигиле есть фракция солипсистов, воспринимающих мир исключительно как проекцию персонального «я», но утверждать, что они правы, мастера, как вы сами догадываетесь, не могут.

В общем, понятно, что ничего не понятно. В самом начале своей работы мастерская группа заявила, что главная «фишка» игры – возможность изменения мира. Но что значит «менять мир»? Одного желания тут явно недостаточно. Не нужно сидеть и пялиться на яблоню в надежде, что она разродится арбузами. Нет, тут всё гораздо хитрее и запутаннее. Очевидно, изменение структуры бытия связано с какими-то потайными, подсознательными уголками души. Изменение может быть только соборным, общесигильским, либо его нет вообще.

Так или иначе, но все эти странности, неясности и непонятки на техническом уровне концентрируются в факторе «икс», оказывающем непосредственное влияние на боевые, магические и экономические процессы. Идея в следующем. Вообще, понятие фактора «икс» впервые появляется у Толстого, в «Войне и мире», где он задаётся вопросом, почему порой «и даже тоненькую нить не в состояньи разрубить стальной клинок». Толстой определял фактор «икс» как «дух народа». Другой Лев Николаевич, Гумилёв, позднее назовёт его пассионарностью.

Мы же дефинируем фактор «икс» как нечто нестабильное, нематематическое, неопределимое в принципе («ибо не мерою даёт Бог Духа» - Ин. 3, 34). Т. е., кастуя bless, никогда нельзя быть уверенным в том, что не получится dispel magic. Сегодня получится, а завтра – нет. Почему? А кто её знает, почему? Может быть, день сегодня какой-нибудь иррациональный. Нет, законнические фракции, конечно же, могут верить в то, что всякая магия базируется на знании законов мироздания и управления ими, и у них есть все основания так полагать, потому что они подолгу обучались в академиях, и мастера некоторые свои секреты им всё-таки раскрыли. Но даже они не могут отрицать того, что порой самое простенькое заклинание оборачивается гибелью десятка-другого мелких праймерских мирков.

На практике это выглядит следующим образом: персонажи, владеющие магией, получают перед игрой набор запечатанных конвертов с указанными на них спеллами. Однако, кастуя, персонаж обязан вскрыть конверт и смириться с получившимся результатом, какая бы мастерская подлость там ни содержалась.

Тот же принцип положен нами и в основу боевой системы. Количество хитов на теле известно только самому игроку (не персонажу!). Игрок сам, безо всякого постороннего участия, считает хиты, однако, если координирующий его мастер-дабус заметит шельмование, то, вне сомнения, найдёт игровой способ наказать. Повреждение, наносимое оружием, также известно только владельцу и объявляется в момент удара. Если такого объявления не произошло, удар засчитывается за стандарт (1 хит в случае одноручного оружия).

Вот, кажется, и всё. Если кого-то интересует экономика, можно сказать, что реальные доходы также зависят от фактора «икс». Завершая сей краткий обзор, заметим ещё раз, что когда мы говорим о факторе «икс», мы имеем в виду не переменную из алгебраического уравнения, а нечто недоступное уму. Это может быть переменная, может быть константа, а может быть, вообще, клякса в тетрадке. Как говорится, каждый понимает его в меру своей фракционной испорченности. Кстати, о фракциях.