|
Антон Z
Британский режисер Гай Ритчи создал новый стиль. Стиль на стыке
нескольки жанров: комедии (классической, черной, трагикомедии),
криминального кино и остросюжетного приключенческого фильма с лихо
закрученным сюжетом. Определение громоздкое и некрасивое, но зато
вполне точно отображающее суть. Возможно, в его картинах присутствует
что-то от творений Тарантино, но тем не менее, они имеют свой оригинальный
стиль.
Я не буду распространяться о том, чего в фильмах Ритчи нет. В них
нет голливудских штампов, в них нет даже романтических сюжетных
линий и почти нет женщин. Я расскажу о том, что в его фильмах присутствует,
что привлекает.
Фильм, в российском прокате известный как "Сп###или",
или "Большой куш", - второй фильм этого режисера. Если
говорить о названии, то слово snatch в данном случае переводится
как "быстрая кража", но на сленге имеет также и другое
значение - женские наружные половые органы. Поэтому первый вариант
названия наиболее адекватен. Вообще сленг играет в фильмах Ритчи
не последнюю роль. Матерный юмор как самая примитивная форма последнего
есть и у нас, но в фильмах Ритчи сленговые словечки и трехэтажные
ругательства удачно вплетаются в диалоги, которые и составляют основу
колорита фильма. Чего стоит ругательство из фильма "Карты,
деньги, два ствола" ("Lock, Stock & Two Smoking Barrels")
- "Hortifuckingculturist". Такое нарочно не придумаешь.
И в этом вся соль. Герои фильмов Ритчи никогда не берут свои слова
обратно. Даже если они сморозят полную чушь, они сохранят достоинство,
хотя бы внешне. Возможно, так проявляется их английская гордость.
Так криминальные авторитеты могут говорить всяческие уморительные
глупости, и их никто не осудит. Да, потому что они криминальные
авторитеты, именно поэтому. Например, Рори Ломщик из "Карты,
деньги..." говорит следующее: "Если окажется, что молоко
прокисшее, я не та кошечка, которая будет его лакать", а Кирпич
из "Сп###или" выдает такую фразу: "Вы ходите по о#уенно
тонкому льду, мои друзья, педигрипал, и когда он треснет, то под
ним вас буду ждать я". Во многом это заслуга переводчика. Герои
фильмов Ритчи всегда стараются оставить последнее слово за собой.
И это слово должно звучать так, чтобы собеседник понял, что к чему,
на интуитивном, а не рациональном уровне.
Сюжеты фильмов Ритчи подчиняются определенным правилам. Одно из
них можно передать цитатой из "Сп###или": "Никогда
не стоит недооценивать предсказуемость тупизны". Эти слова
произносит Тони Пуля-в-зубах, несущий возмездие. События фильма
складываются подобно кусочкам мозаики, или даже удачнее будет сказать
по принципу домино. Все герои оказываются связаны друг с другом
друг через друга и события, произошедшие с ними. Пакет молока Турецкого
оказывается на лобовом стекле машины Тони, а Бориса Бритву, вылезшего
из багажника той же машины сбивают именно Сол, Винни и Тайрон. И
все эти события преподаются зрителю в хаотичной последовательности,
так чтобы мозаика складывалась постепенно. Сол, Винни и Тайрон имет
дело с Тони три раза, и каждый раз оказываются не в лучшем положении,
именно на третий раз Тони и говорит им выше упомянутую фразу. Причем
его словам предшествует следующий диалог: "- Винстент, кто
будет грабить двух черных, которые сидят с пистолетами в машине,
которая стоит дешевле твоей рубашки? - Тони Пуля-в-зубах и его друг
Десерт Игл калибра пятьдесят... - А им-то какое дело? - Они оба
смотрят прямо на меня..."
Несмотря на предсказуемость тупизны, событий, которые происходят,
никто не ожидает, ни зрители, ни герои. В итоге концовка фильма
оказывается достойным завершением закрученного сюжета. Так цыган
Микки в "Сп###или" обувал Турецкого и Томми, а сам наживался,
что зритель и герои узнают в конце. Или же герои не знают того,
что отчасти знают зрители до последнего момента, как в "Картах..."
Эдди, Том, Бейкон и Мыло не знают об истинной стоимости двух ружей,
которые вот-вот полетят в воды Темзы.
Персонажи - еще одна изюминка фильмов Ритчи. Все они яркие и оригинальные.
В описании героев Ритчи использует очень часто прием преувеличения.
Если бандиты, то отмороженные, если сволочи, то "о#уенные",
если придурки, то полные. В Тони Пуля-в-зубах попали "шесть
раз - за раз!", и в итоге он зарезал обидчика мечом. "Хитрожопый
русский" ("sneaky f*uckin russian") Борис Хрен-Попадешь
насвистывая мелодию отрезает руку трупу, заворачивает ее в газету
и с довольным видом удаляется. О#уенная сволочь и отмороженный бандит
Кирпич скармливает людей свиньям. Если в фильмах Тарантино садизм
реален и смешон, то у Ритчи он надуман и смешон, тем не менее для
героев фильма он по-прежнему реален, что только добавляет комичности. |
|