|
Мастер-координатор по Восточному
блоку: Йорик
Три цзиня лапши
Восток на ролевой игре «Бульварное чтиво»
|
«Я подумал, что если мы
ищем дорогу домой и не можем её найти, то, может быть, нам
стоит начать искать дорогу в какое-нибудь другое место, и
тогда мы найдём дорогу домой».
Винни-Пух |
Цзинь первый
Есть замечательная байка о человеке, который больше всего в своей
жизни мечтал попасть в Париж. Этот человек знал о Париже всё: где
какая улица, кто из известных людей жил в том или ином доме и прочее.
И вот однажды волею судьбы ему удалось таки попасть в столицу Франции.
Сходит он с трапа самолёта в аэропорту Шарля де Голля, идёт первым
делом на Монмартр, потом к Собору Парижской Богоматери, потом на
Елисейские поля. И вдруг понимает, что всё это не то. И Монмартр
не тот, и Сорбонна не та, и французы какие-то не те. И, вообще,
всё не то.
Мы вспомнили этот далёкий, казалось бы, от нашего восточного дела
анекдот для того, чтобы наглядно продемонстрировать проблему, с
которой сталкивается всякий мастер, задумывающий игру по Японии
или Китаю. Всё далёкое и экзотическое кажется нам совершенным. Но
когда мы сталкиваемся с предметом своего обожания вплотную, романтические
грёзы моментально улетучиваются, и становится понятно, что «там
такое же синее небо» («несправедливости» - добавили бы к тексту
Никольского буйные даосы II века, устроившие первую в истории человечества
коммунистическую революцию – восстание «жёлтых повязок»).
Но не волнуйтесь. Мы не будем играть в настоящий
Восток. Мы будем играть в Восток нашей мечты. Тот Восток, который
мы узнали и полюбили после того, как в 1989 году в передаче «Клуб
путешественников» был показан фильм «Боевые искусства Шао-Линя».
Тот Восток, где крутые пацаны молотят друг друга ногами и кричат
«кийя». Тот Восток, где катана всегда остра, а добро побеждает зло.
Наш Восток попсов, можно даже сказать, лубочен.
Самураи, шао-линьские монахи, гейши, кун-фу, карате, сумо, сакэ,
суши, ниндзя, якудза, караоке, улитка, ползущая по склону Фудзиямы
и прочая дешёвая экзотика, обыкновенно вывешиваемая на туристических
открытках и рекламных плакатах, – вот что такое наш Восток. Это
как если бы какого-нибудь Джона или Карла спросили: «Как вы себе
представляете Россию?» - и он ответил бы: «Водка, икра, медведи
и Достоевский».
Символом этой подчёркнутой восточной гипертрофированности в нашей
игре будет быстрорастворимая лапша. Да, да, та самая китайская лапша,
более известная у нас как «бомж-пакеты». Именно по усиленному употреблению
бомж-пакетов на нашей игре можно определить истинного японца или
китайца. Американцы и англичане лапшу на дух не переносят. Иными
словами, лапша на Востоке такая же квазирелигия, как в Америке –
кетчуп, а в Европе – майонез. Поглощать её нужно, конечно же, при
помощи палочек или, в крайнем случае, двух карандашей (как это делал
Джеки Чан в фильме «Полицейская история»).
Звучит всё это, несомненно, весьма странно, и вы имеете полное
право возмутиться, что это, мол, за фуфло? Тем не менее, мы берёмся
доказать, что в быстрорастворимой лапше заключён глубокий дзэн-буддийский
смысл.
Хорошо известно, что когда одного из буддийских наставников спросили:
«Что такое Будда?» - он ответил: «Три цзиня льна». Быстрорастворимая
лапша похожа на лён. Следовательно, Будда – это три цзиня быстрорастворимой
лапши.
Если вы пробудились, прочитав этот коан, дальше
можете не читать.
Цзинь второй
Есть два подхода к деланию ролевых игр: реалистический и мифологический.
В данном случае мы применяем последний, т. е. делаем упор не на
«историческую достоверность», а на воссоздание некоей пра-сущности
игрового мира, его архетипической структуры, его культурологических
и антропологических корней. Наша главная задача – воспроизведение
эстетической мифологемы, лежащей в основе творчества
Тарантино и Такеши Китано.
Так, название фильма Такеши Китано «Фейерверк», получившего в 1997
году главный приз Венецианского кинофестиваля, на самом деле состоит
из двух иероглифов. Написанные по отдельности, они означают «цветы»
(hana) и «огонь» (bi). Цветы – символ жизни и любви. Огонь – символ
жестокости и насильственной смерти. История бывшего полицейского
Ниши, рассказанная в фильме, являет собой прямое воплощение этого
дуализма. С одной стороны – нежная любовь к больной раком жене,
с другой – скупая и жестокая расправа над якудза, одолжившими ему
денег.
Та же символика жизни и смерти прослеживается и в фильмах Тарантино.
Во втором томе «Убить Билла» четырёхлетняя дочь Билла и Беатрис
Кидо наступает ногой на аквариумную рыбку. «Идеальная аллегория
жизни и смерти, – говорит Билл. – Не правда ли? Рыбка, прыгающая
на ковре и рыбка, не прыгающая на ковре».
В общей системе игры Восток можно выделить в особый, мифологический
план. Инь и Ян, мужское и женское начала, осмысляемые так же, как
свет и тень, мягкость и твёрдость, небо и земля, жизнь и смерть,
– вот основной мифологический архетип всей нашей игры. Не случайно
знак Великого Предела (классическое изображение Инь-Ян в виде двух
взаимообращающихся рыбок, чёрной и белой) вытатуирован на руке Микки
Нокса. Микки и Мэлори Нокс сами по себе являются выражением принципа
Великого Предела. Они как прирождённые убийцы, так и прирождённые
любовники.
От того, каким образом будут развиваться игровые действия на Востоке,
зависит равновесие Инь и Ян. Нарушение равновесия может привести
к трагическим последствиям для всего игрового мира. На практике
это будет выглядеть следующим образом. На автомобильных дорогах
во всех локациях будет установлен специальный дорожный знак в виде
символа Великого Предела. Если вы вдруг увидите его перечёркнутым
жирной красной полосой, знайте – на Востоке произошло что-то страшное.
Если вы увидели такой перечёркнутый знак, вы просто обязаны
поругаться с парнем или девушкой, в которую влюблены по роли. Вообще,
поругайтесь с первым попавшимся вам на дороге лицом противоположного
пола и продолжайте этим заниматься до тех пор, пока жирная красная
полоса не исчезнет. Короче говоря, всякая любовь-морковь при наличии
жирной красной полосы невозможна.
Все микролокации на Востоке подбираются в соответствии с принципом
Великого Предела, причём Инь представляет собой в основном японскую
часть, а Ян – китайскую (хотя полного совпадения здесь нет и быть
не может – и «мужские», и «женские» элементы имеют место быть и
в той, и в другой культуре). Т. е. на каждую японскую микролокацию
есть своя китайская микролокация, но как бы противоположного цвета
и значения.
Япония |
Китай |
Якудза (клан «88 бешеных») |
Триада (семья Вонг) |
Средняя школа для девочек |
Монастырь Шао-Линь |
Бар «Голубые листья» |
Ресторан «Золотые коренья» |
Если на полигоне будет небольшой ручеёк, мы разделим японские и
китайские микролокации по этому ручейку с перекинутым «бамбуковым»
подвесным мостом – классическим местом разборок во многих китайских
боевиках («Дети Шао-Линя», «Пуленепробиваемый монах»).
Цзинь третий
«Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты,
нет пустоты помимо формы. Так же и чувства, различающие мысли, энергии
и сознание, пусты», – гласит известная буддийская Сутра Сердца.
Можно сказать, что эта формулировка выражает ключевую идею всей
нашей игры. В нашей игре нет смысла, нет идеи, - мы много раз повторяли
это вслед за Тарантино, - и в этом-то отсутствии смысла и идеи заключаются
глубочайшие смысл и идея из всех, когда-либо доступных пониманию
человечества. По сути дела, мы выстраиваем игровой мир в полном
соответствии с дзэн-буддийскими канонами. Конечная сверхзадача для
всякого игрока, по крайней мере, «восточника», состоит именно в
осознании тождественности пустоты и полноты игровой реальности,
в осознании на глубинном, невербальном, нерациональном, а интуитивном
уровне.
Короче говоря, смысл нашей игры в просветлении (дзэн).
Тут необходимо сразу провести различие между просветлением и популярным
среди ролевиков понятием катарсиса. По Аристотелю, катарсис – эффект
страсти, зритель испытывает катарсис в момент наивысшего душевного
накала, сочувствуя увиденному на сцене. Дзэн же обретается, напротив,
в момент максимального освобождения от страстей. Катарсис закономерен,
дзэн же являет собой нечто абсурдное, могущее настигнуть тебя в
момент, когда ты расслабишься, и менее всего будешь думать о каких-то
трансцендентных вещах. С точки зрения дзэн-буддизма монах, спящий
на лавке, более приближен к дзэн, чем монах, постоянно медитирующий.
Приведём пример, причём пример конкретно тарантиновский. Джулс
Винфилд, ошарашенный тем, что шесть пуль, выпущенных с расстояния
в несколько метров, пролетают мимо, в то время как другая пуля ни
с того, ни с сего вылетает из пистолета Винсента Вега, раскидывая
мозги Марвина по заднему стеклу и сиденью автомобиля, сообщает Винсенту
о своём желании завязать с бандитствованием. «Навсегда?» - спрашивает
Винсент. – «Совершенно верно». – «Ну и что ты будешь делать?» -
«Ну, во-первых, я отвезу дипломат Марселлесу. А потом, наверное,
я пойду по земле, как герой Кейн в фильме «Кун-фу». Пойду с места
на место, буду встречаться с людьми, попадать в различные приключения».
– «Значит, ты решил стать бродягой… Позволь мне у тебя спросить.
Когда ты принял это решение? Когда сидел здесь и ел эту сдобную
булочку?» - «Да, я сидел здесь, ел свою сдобную булочку, пил свой
кофе и прокручивал этот случай в голове. А потом случилось
то, что алкоголики называют просветлением».
Однако такая «рандомность», нелогичность дзэн абсолютно не означает
того, что для обретения просветления можно позволить душе лениться.
Напротив, согласно шао-линьскому уставу, день без работы (причём
не только душевной, но и грубой физической работы) – потерянная
вечность. Для того чтобы вернуться к изначальной природе (бэньсин),
необходимо пройти долгий и трудный путь, начинающийся, согласно
популярной китайской пословице, с первого шага.
Такой шаг носит название пробуждения (сатори).
Исходная (и заключительная) мизансцена игры одинакова для всех восточных
персонажей – они просто сидят и смотрят на фейерверк. Фейерверк
– это поэтический образ просветления. От того, как
вы будете в первое мгновение игры смотреть на фейерверк, будет зависеть
вся дальнейшая судьба вашего персонажа. Если это будет просто
фейерверк (как для Винсента Вега случай с пролетевшими мимо пулями
– всего лишь случайность), скорее всего, ум вашего персонажа навсегда
погрузится в мирскую тьму, он сопьётся, свяжется с якудза и, в конце
концов, будет бесславно зарублен. Если же вы почувствуете
(как Джулс) за огненными цветами Чистую Землю Будды, вас ждёт путь
благородного самурая.
Приложение: фильмография
- «Убить Билла», том 1-2, режиссёр Квентин Тарантино,
2003 – 2004. В ролях: Ума Турман, Дэвид Кэррадайн, Люси Лиу, Майкл
Мэдсен, Дэрил Ханна.
- «Убийца сёгуна», режиссёр Кенджи Мисуми, 1980.
В ролях: Томисабуро Вакаяма, Масагиро Томикава.
- «Жестокий полицейский», режиссёр Такеши Китано,
1989. В ролях: Такеши Китано, Макото Ашикава, Маико Каваками,
Широ Сано.
- «Точка кипения», режиссёр Такеши Китано, 1990.
В ролях: Такеши Китано, Масашико Оно, Юрика Исида, Такашито Игучи.
- «Фейерверк», режиссёр Такеши Китано, 1997.
В ролях: Такеши Китано, Кайоко Кашимото, Рен Огуси, Сусуму Тераджима.
- «Кикудзиро», режиссёр Такеши Китано, 1999.
В ролях: Такеши Китано, Раккио Иде, Грейт Гидайю, Кайоко Кашимото
и другие.
- «Брат», режиссёр Такеши Китано, 2000. В ролях:
Такеши Китано, Омар Эппс, Клод Маки, Масая Като.
- «Куклы», режиссёр Такеши Китано, 2002. В ролях:
Михо Канно, Хидетоси Нишиджима, Татсуйя Михаши, Чиеко Мацубара,
Киоко Фукада, Цутому Такешиге.
- «Затоичи», режиссёр Такеши Китано, 2003. В
ролях: Такеши Китано, Таданобу Асано, Ю Натсукава.
- «Пятеро», режиссёр Такаси Исии, 1995. В ролях:
Такеши Китано, Наото Такенака, Джинпаши Незу, Кандзи Тцуда.
- «Королевская битва», режиссёр Кенджи Фукасаку,
2000. В ролях: Такеши Китано, Фудживара Татсуйя, Маэда Аки, Ямамото
Таро.
- «Кладбище чести», режиссёр Такаси Миике, 2002.
В ролях: Нарими Аримори, Йосиюки Дайте, Хиротаро Хонда, Харуми
Иное.
- «Кулак ярости», режиссёр Ло Вей, 1972. В ролях:
Брюс Ли, Джеймс Тьен, Мария Йи, Нора Мяо.
- «Путь дракона», режиссёр Брюс Ли, 1972. В
ролях: Брюс Ли, Нора Мяо, Чак Норрис.
- «Игра смерти», режиссёр Брюс Ли, 1978. В главной
роли Брюс Ли.
- «Храм Шао-Линь», режиссёр Ченг Кам Йинг, 1982.
В ролях: Джет Ли, Ю Хаи, Ю Синг-Вай, Тинг Нам.
- «Дети Шао-Линя», режиссёр Ченг Кам Йинг, 1984.
В ролях: Джет Ли, Вонг Чау-Ин, Ю Хаи.
- «Боевые искусства Шао-Линя», режиссёр Лиу
Чиа-Лянг, 1986. В ролях: Джет Ли, Лиу Чиа-Лянг, Ю Хаи, Ю Ченг
Вай, Вонг Чоу Ин.
- «Однажды в Китае», режиссёр Цуй Харк, 1991.
В ролях: Джет Ли, Бьяо Юэнь, Розамунд Кван, Кен Ченг, Джеки Ченг.
- «Герой», режиссёр Чжан Имоу, 2003. В главных
ролях Джет Ли, Жанг Жи, Мэгги Чун, Тони Ленг Чиу Вай, Даоминг
Чен, Донни Йен.
- «Дом летающих кинжалов», режиссёр Чжан Имоу,
2004. В главных ролях: Жанг Жи, Такеши Канеширо, Энди Лау.
- «Наёмный убийца», режиссёр Джон Ву, 1989.
В главных ролях: Чоу Юн-Фат, Дэнни Ли, Салли Йе.
- «Круто сваренные», режиссёр Джон Ву, 1992.
В главных ролях: Чоу Юн-Фат, Тони Ленг, Энтони Вонг, Джон Ву.
- «Пуленепробиваемый монах», режиссёр Пол Хантер,
2003. В ролях: Чоу Юн-Фат, Шон Уильям Скотт.
- «Пьяный мастер», режиссёр Йен Ву Пинг, 1983.
В главной роли Джеки Чан.
- «Полицейская история 1-2», режиссёр Джеки
Чан, 1988. В ролях: Джеки Чан, Мэгги Чун, Дэннис Чан, Джон Чун,
Карина Лау.
- «Эффект близнецов», режиссёр Данте Лам, 2003.
В ролях: Экин Ченг, Эдисон Чен, Чарлин Чой, Джиллиан Чунг, Джеки
Чан.
- «Азуми», режиссёр Риу Катамура, 2003. В ролях:
Йошио Харада, Масато Ибу, Айя Окамото, Так Сакагучи, Хидео Сакаки,
Наото Такенака.
- «Красавица-воин Сейлор Мун» (аниме), студия
«Toei», 1992 – 1997.
- «Кайт» (аниме), режиссёр Умэтсу Ясуоми, 2003.
- «Меццо-форте» (аниме), режиссёр Умэтсу Ясуоми,
2004.
|
|