Афинский театр и Великие Дионисии 

Греческий театр возник из ритуальных костюмированных шествий и плясок в честь Диониса. В интересующий нас период трагедии и комедии считались действами, посвященными этому богу, и давались, как составная часть его культа, исключительно в праздники в честь него, самыми большими из которых были Великие Дионисии (март—апрель). Великие Дионисии — праздник начала весны, учрежденный с 534 года и знаменовавший, кроме всего прочего, открытие навигации после зимних ветров. На этот праздник являлись представители общин, входивших в состав афинского морского союза, для внесения подати в союзную кассу; поэтому этот праздник считался важным и отмечался с большой пышностью. Статую бога Диониса с торжественным шествием переносили из его храма в священную рощу героя Академа, устраивались состязания поэтов и конкурсы драматургов.

Подобные состязания были массовым зрелищем. В 5 веке на конкурс допускались только новые, ещё ни разу не поставленные, пьесы. Подготовка к нему шла следующим образом: Драматург заявлял написанные им пьесы на конкурс, из богатых людей для каждого из заявившихся назначался своего рода «спонсор» и «продюсер» — хорег (буквально — «руководитель хора») — который руководил постановкой, отвечал за костюмы и спецэффекты, приглашал актеров, набирал хор. Функции режиссера, а иногда и актера, при нем осуществлял сам поэт. Назначение хорегу его поэта и поэту его главного актера происходило по жребию в народном собрании под председательством архонта.

Конкурсантов было трое. Жюри состояло из 10 человек, по одному представителю от каждого афинского округа. Они выбирались в начале состязания по жребию из заранее составленного списка. Окончательное решение выносилось на основании подачи голоса пятью членами жюри, выделенными из его состава также по жребию. На празднике Диониса допускались одни только «победы»; судьи устанавливали первого, второго и третьего «победителей» как в отношении поэтов и их хорегов, так и особо в отношении актеров, игравших главную роль — протагонистов. Реальными же победителями являлись только поэт, хорег и протагонист, занявшие первое место — они увенчивались венками из плюща (растения Диониса) прямо на сцене. Всем конкурсантам давались, тем не менее, призы — это было их гонораром за труды и знаменем их славы.

Вначале представления в Афинах давались на рыночной площади на специально сколоченной деревянной конструкции. После того, как означенная конструкция однажды обрушилась под тяжестью зрителей, граждан решили оборудовать прочное и постоянное место. Афинский амфитеатр, воздвигнутый по итогам этих размышлений, был способен вмещать до 17 тыс. зрителей. Театр состоял из:

  • круглой площадки под открытым небом — орхестры — где, собственно, и выступали хор и актеры, посреди орхестры находился алтарь Диониса;
  • театрона — мест для зрителей, кольцами опоясывающих орхестру;
  • скены — дословно «палатка», то есть первоначально шатер, где хранились маски и реквизит, потом это сооружение превратилось в архитектурный гибрид задника и гримерной, его стена, выходящая на орхестру украшалась колоннами и расписывалась как декорации. Поддержание амфитеатра в порядке отдавалось на откуп состоятельным гражданам, которые брали со зрителей за это плату за вход. При Перикле беднякам стали раздавать 2 обола на театр.

На орхестре выступали хор и актеры. Первоначально актер был один, меняющий маски персонажей. Эсхил ввел новшество, дав право двум актерам одновременно находиться на орхестре; благодаря Софоклу их могло быть уже трое. Актером мог быть любой полноправный гражданин Афин, это занятие считалось почетным и не чуждым священному. Женские роли играли мужчины. Хор в трагедии состоял из 12, позже из15 человек, в комедии — из 24, выступавших под предводительством корифея. Хор вел диалог с актерами, пел, плясал, к нему прилагались музыканты, — словом, был полноценной массовкой. Выступать в хоре имели право полноправные граждане обоего пола.

И в трагедии, и в комедии актеры носили гротескные гипсовые, глиняные, пергаментные маски с париками, надевавшиеся на голову, как шлем. Именно такая конструкция позволяла быстро менять их, что требовалось не только для смены персонажа, но и для перемены состояния одного и того же героя (например, Эдип зрячий и Эдип слепой). Цвет лица маски мог символизировать черты характера и состояние персонажа, так, краснолицая маска изобличала хитреца, покрытая коричневым «загаром» указывала на силу и здоровье героя.

Одеяние персонажей комедий мало отличалось от повседневной одежды греков, если, конечно, эти персонажи по сюжету были людьми, а не осами, птицами или богами (вспомним опусы Аристофана). В трагедиях актеры облачались в яркие богато расшитые хитоны до пят (женские персонажи, в основном, в пурпур), с длинными рукавами, с накладками, делающими плечи шире. Эти одежды, как и специальная обувь на высокой платформе — котурны — зрительно увеличивали фигуру на сцене, возвышая её над зрителями и хором. Хор носил более короткие хитоны.

На нашей игре Великие Дионисии с состязанием драматургов пройдут вечером второго дня, то есть, в пятницу. В 431 годудо н.э. эпоха расцвета античного театра продолжается. Уже нет с нами Эсхила, но многие годы подряд побеждает великий Софокл, будоражит умы аудитории надрыв в трагедиях Еврипида. О комедиографе Аристофане ещё никто не слышал. Так что готовьте 2 обола за вход, уважаемая публика, актеры уже разучивают роли. Кстати, ещё не поздно выставить свою пьесу на конкурс. И помните, что игра актера и вдохновение, с которым написан и посвящен богам представляемый им текст — сродни священнодействию. А греческое название актера — «ипокритэс» — означает «дающий ответ».

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan