Менталитет

Менталитет, ментальность – это тип, способ мышления и духовная настроенность, склад ума и характера, присущие отдельному человеку или общественной группе – роду, племени, этносу. (Ф. Х. Кессиди)

Аверс

Процесс становления менталитета древних греков — это длительный переход от «мифоса» (мифологического) к «логосу» (логическому). Прекрасно развивающиеся в условиях античной демократии образное и логическое мышление были одинаково присущи древнему греку. Любознательность, детскость, вечная готовность изумляться, свежесть восприятия, вкус к детали, интерес, юная любовь к жизни, тяга к прекрасному являлись безусловными чертами греческого менталитета. Ориентация на теоретическую деятельность, получение знаний, гармонично сочеталась со стремлением к созиданию, непрерывному развитию и достижению идеалов. В основе философии эллинов лежит постоянное, но упорядоченное движение, что ещё раз указывает нам на «универсальную одаренность» этого народа.

Эллины стремились отличать истину от мнения и то, как они жили, казалось им истиной, но время доказало, что это было только мнение.

Реверс

Иная сторона положительных на первый взгляд, качеств, погубила греческую цивилизацию. Этот талантливейший из народов безжалостно истреблял себя в борьбе полисов и партий. Гений требовал признания — стремление к славе пробуждало дух соперничества, который, стимулируя к активной деятельности, творческим поискам, являлся не только созидательным началом, но и деструктивным, чему горьким примером служит Пелопоннесская Война. 

«Любовь к несогласию — погубила Элладу».(Геродиан)

Мир

И все же поставим ещё один вопрос относительно космоса: взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроял,- на тождественный и неизменный или на имевший возникновение? Если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, что он взирал на вечное; если же дело обстояло так, что и выговорить-то запретно, значит, он взирал на возникшее.
(Платон, Тимей)

«Космос» — в переводе с греческого буквально означает «украшение», «наряд». Эллины именовали мир космосом, указывая на его неповторимую красоту, гармоничность и божественность происхождения. Космос есть упорядоченное движение, в котором каждая вещь имеет свое место и назначение, заранее предопределенное волей Богов. Вселенная идеальна, бесконечна и одушевленна. Существование в гармонии с миром являлось для грека одной из основных ценностей. 

Боги, божественное.

Жизнь человеческая — лишь день единый… Но случается: Бог ниспошлет ясность — И все земля просияет светом, И жизнь сладка, как мед
(Пиндар, V век)

Мифы определяли мировосприятие древнего грека. Эллины жили, соизмеряя свои поступки с поступками богов и героев, считая себя их потомками. Божественная воля и предопределенность были неотъемлемой частью мировоззрения эллина, играя большую роль в его жизни: у древнего грека не было «греха», как такового или «простой случайности» — имели место быть гамартия (судьбоносная ошибка) и  тюхе (случай, удача как судьбоносная веха). Любое событие, происходившее с ним, трактовалось в рамках этих двух понятий. Религия имела огромное влияние, как на культурную, так и на общественную жизнь в Греции. Каждый семья знала своего предка-героя, каждый полис имел своего Бога-покровителя. Жители полиса придерживались тех моральных устоев и порядков, которые проповедовал их Бог-покровитель.

Жители древних Афин избрали своим покровителем богиню разума Афину, а в Спарте был культ Диоскуров, братьев-близнецов, Кастора и Полидевка. Спартанские цари считались их земными воплощениями.

Полис

Гражданин отдает своему государству свое богатство свои силы и жизнь не просто из чувства долга или соображений пользы, но с гордостью и удовольствием.
(Шимон Маркиш)

Полисность — одна из отличительных черт менталитета древнего грека: принадлежность к малому, самостоятельному коллективу, резкость рубежа между своим, родным, привычным, и чужим, обусловленная тем, что лишь на своей родине можно чувствовать себя свободным человеком, имеющим собственные права, не боясь быть ущемленным или подвергнуться несправедливому обращению.

Полис — общество, в котором все, независимо от богатства и положения, умели высказывать прямо и откровенно то, что они думали; в нем царило своеобразное равенство и чувство собственного достоинства, основанное на заинтересованности в общем деле, на осознании необходимости личного участия всех граждан в управлении государством и его защите.

Являться гражданином, не просто нося это звание, но будучи всегда готовым подтвердить это на деле, служить на благо полиса — цель общественной жизни любого эллина. От процветания всего полиса зависит личное счастье всех его обитателей.

«Любовь к родине выше любви к женщине» (Перикл).

Спарта: Полистратид, спартанский посол, о котором нам рассказывает историк Плутарх, был отправлен к персам. Персы спросили его: лично от себя ты явился или же тебя послало государство. На что он ответил: «Если мое поручение будет удачно — от имени государства, если нет — по частному делу».

Семья

О, женщина, гордись законным мужем,
Корми его едой, храни от стужи —
Быть может, он не лучше остальных,
Но, может быть, он остальных не хуже?
(О.Ладыженский)

Семья — род, хранящий в своей истории славу предков, имя, которым можно гордиться, а также долг перед своим полисом. Семья — это и ценность, и обязанность для эллина. Семья обеспечивает продолжение рода: гражданином может быть признан лишь ребенок от законного брака. Семья, где каждый занят своими обязанностями, — полноценная часть общества, служащая для его процветания.

Семья — это имя; лучше умереть, чем обесчестить его. Ни любовь, ни взаимная симпатия не играли роли в создании семьи — люди, объединенные узами брака, прежде всего, выполняли долг перед обществом.

В Афинах было позорным после определенного возраста не иметь семьи.

В Спарте сей факт официально считался преступлением. 

Закон

Основа свободы древнего грека — беспрекословное подчинение закону. Каким бы ни был закон, он принят предками, что обеспечивало беспрекословное подчинение и уважение. От закона можно было уйти, на это даже, как правило, давали время. Но сделать это представлялось возможным лишь через переход в другой полис, что означало, фактически, лишиться свободы в обмен на жизнь. А жить не по свободе было недостойно жизни.

Такое отношение к законам стало основой всей греческой культуры. Закон для грека равнозначен справедливости: разумеется, не все законы справедливы, но самый верный путь к справедливости лежит через исполнение существующих законов государства. «Благозаконие» — высшее благо ещё и потому, что законы, как и сама справедливость, божественны и охраняются богами. Любое законодательство было затруднено тем, что оно покушалось на уже существующие законы, то есть — на божественную справедливость. Поэтому любая реформа должна была проводиться под видом восстановления старых порядков. Откровенное нововведение не имело никаких шансов на успех.

Афины: «В общественных делах мы воздерживаемся от нарушения закона, главным образом из благоговения, робости перед ним. В самом деле, мы постоянно подчиняемся и властям, и закону, и особенно тем, которые защищают обиженных, законом хоть и неписанным, но общепризнанным, а потому пятнающим нарушителя неизбежным позором» (Перикл).

Спарта: «Юношу поймали на воровстве и без пощады отстегали плетью. Во время наказания, на многолюдной площади ему говорили: «Учись воровать так, чтобы тебя не могли поймать».

«Бедная Греция! Ты столько погубила своих, сколько хватило бы победить всех варваров». (Спартанский царь Агесилай II)

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan