Игры Патриотов :: Правила и Материалы :: Экономическая модель на игре

Это вторая часть правил по экономике. Прежде чем приступать к ней, ознакомьтесь и с первой частью — экономикой в Древней Греции.

Товарообмен на игре

На игре каждый вид товара производится (либо привозится) только в одном из трех полисов, соответственно торговля ими — межлокационная (внутреннюю торговлю тоже, конечно, никто не отменяет). Несредственно о торговле будет сказано ниже, а пока можно ознакомиться со списком «родных» для каждого полиса товаров:

Афины
Дельфы
Спарта
Вино Благовония Кисломолочные продукты
Оливы (маслины) Сухофрукты Консервированные овощи
Глиняная посуда Свежие фрукты  
Сладости (печенье, пряники)    
Рыба    

Афины и Дельфы

В Афинах «производство» товаров распределено между пятью богатыми семьями. Интересы каждого из пятерых хозяев на афинском рынке представляет его доверенное лицо — торговец, который в качестве зарплаты получает фиксированный процент от выручки.

В Дельфах товаров меньше — всего три. Благовониями торгуют непосредственно при храмах. У каждого из храмов — свой вид благовония. «Монополия» на фрукты принадлежит двум крупным землевладельцам.

На игре мы не моделируем процесс сбора сырья и производства готового продукта. Условно считается, что эти товары уже хранятся на складах хозяев. Игроки, претендующие на то, что их род — богатый, должны, во-первых, обратиться к мастерам, а во-вторых, озаботиться наличием торговца для реализации своего товара.

Основная денежная единица для мелких расчетов — драхма. Каждому игроку на начало игры будет выдан некоторый запас денег, а дальше — как получится. Сумеете еще заработать — хорошо. Потратите всё — значит, на базаре будете некредитоспособны.

Спарта

Всю продукцию в Спарте производят илоты (выращивают овощи, разводят коров, перерабатывают молоко, и т.п.), т.е. все спартанские товары на начало игры выдаются именно им. Принципиальное отличие «производства» в Спарте от «производства» в Афинах и Дельфах заключается в том, что нельзя пустить в оборот сразу весь товар — условно считается, что он ещё не вырос или не готов. Поэтому товар будет разделён на три равных части — мы не хотим вводить понятие «экономический цикл», поэтому называйте каждую такую долю «урожаем». Вторая особенность спартанской экономики — то, что вся еда в Спарте не везётся каждым игроком отдельно, а централизованно закупается мастерами. Наряду с товарами для внешней торговли эта еда тоже как бы производится илотами. Вот еще одна причина для ввода понятия «урожай». Одного урожая хватает на 3 пожизнёвых приёма пищи (ужин, завтрак и обед) во всём полисе.

Раз в день весь урожай (т.е. треть всей продукции, выращенной илотами) выкупается эфоратом за символическую цену для последующего распространения. Однако, поскольку спартиаты экономикой в современном смысле слова не занимались, реализацию товаров они поручают периэкам. Периэки ведут торговлю как с другими полисами, так и внутри Спарты. Оба варианта имеют ряд нюансов, поэтому стоит рассказать о них подробнее.

Внешняя торговля в Спарте

Как уже было сказано выше, Спарта производит два вида «экспортных» товаров — это консервированные овощи и кисломолочные продукты. Торговые караваны (см. ниже) прибывают в Спарту и все свои дела ведут на рынке с периэками. Они могут либо купить что-то из вышеперечисленных спартанских товаров (за драхмы!), либо продать товары из Афин или Дельф (снова за драхмы!). Таким образом имеет место что-то вроде бартерного обмена, хотя не исключено, что у периэков останется излишек драхм. В случае необходимости изрядная доля «иностранной валюты» будет изыматься эфоратом.

Внутренняя экономика Спарты

Основной денежной единицей в Спарте служили железные прутья. Они обладали лишь одним свойством полноценных денег — служили связующим звеном между различными товарами — поэтому не способствовали накоплению и стремлению спартиатов к наживе. У нас на игре железный прут представляет собой что-то вроде ваучера, который даёт право на долю в общем имуществе Спарты. За один прут можно купить порцию еды на одного человека на один день. Выдачей прутьев занимается эфорат, который жёстко следит, чтобы на каждого спартиата приходился один прут. Причём, большинство спартиатов даже не имеют возможности подержать этот прут в руках — если спартиат принадлежит сисситии, прутья выдаются на сисситию (в зависимости от количества членов), а если он питается в своём доме, то, соответственно, тому, кто ведёт хозяйство (опять же — в зависимости от количества членов семьи).

Разумеется, в итоге все прутья будут скапливаться у периэков в виде выручки за проданные спартиатам товары. Периодически эфорат будет изымать выручку, оставляя периэкам лишь небольшую часть — на которую они смогут купить основную еду и прочие товары, имеющиеся в Спарте на данный момент (собственные «экспортные» товары, а также товары, привезённые из Афин и Дельф).

Периодичность выдачи прутьев спартиатам и отъёма их у периэков равна периодичности сбора урожая. Т.е. за всю игру эфорат должен три раза выдать прутья спартиатам и не менее трёх раз изъять их у периэков.

Не исключена возможность того, что спартиат решит купить на доверенные ему прутья не суровую спартанскую еду, а, к примеру, «экспортный» товар. В принципе, это не возбраняется. Однако, как нетрудно догадаться, ни к чему хорошему не приведёт.

Торговые караваны

Лица, осуществляющие товарообмен между полисами, закупаются на городских рынках на общих условиях. При ввозе иноземного товара в полис с торговца взимается пошлина, которая может произвольно варьироваться властями той или иной локации. Разумеется, стоить такие товары (с учетом пошлины и нормы прибыли, которую заложит в цену торговец) будут дороже, чем «родные» для этого рынка.

Проблема морского разбоя в эгейских и ионийских водах и на сухопутных дорогах была на то время греками решена практически полностью (во многом ради этого афиняне и построили такой мощный военный флот, который задачу борьбы с пиратством на Восточном Средиземноморье, вплоть до берегов Италии, прекрасно выполнял), однако торговым караванам всё же рекомендуется озаботиться вопросом собственной безопасности.

Макроэкономика на игре

Всё вышенаписанное касалось в основном мелких денежных единиц — драхм и спартанских железных прутьев. В качестве макроэкономической «валюты» на игре будут использоваться таланты — серебряные слитки. Условно считается, что в одном таланте столько же серебра, сколько и в 100 драхмах (т.е. 1 талант = 100 драхм).

Таланты нужны богатым людям для проведения общественных праздников и работ, а также на снаряжение войска. Вот здесь именно от того, какой ресурс талантов есть у города, зависит, сколько воинов могут выйти на битву, потому что война — дело дорогое. Также от количества у вас талантов (если вы вообще располагаете талантами) будет зависеть, кто будет исполнять литургию (общественную службу по финансированию праздника, театра, игр, строительству храма или общественного сооружения и пр.) Разумеется, исполнять ее будет тот, у кого хватает талантов на это, а если их хватает, и вы выступаете в качестве владетеля талантов и спонсора, то от этого вам великий почет, уважение и слава, которая и есть ваш истинный капитал. А заодно и утрете нос вашим соперникам по политической борьбе, окажетесь победителем в состязании, за что вам, опять-таки, воспоследует слава, а, значит, и счастье.

Источники талантов на игре

На начало игры казна каждого полиса будет иметь некоторое количество талантов. Причём, у спартанцев казна весьма скудная — поэтому сразу нужно будет задумываться о том, где раздобыть ещё (в основном, для ведения войны). У Дельф же, наоборот, казна очень богатая, однако все эти деньги принадлежат храмам, поэтому просто так воспользоваться ими не получится.

Заработать таланты можно двумя основными способами. Во-первых, получить доход с захваченных полисов (подробнее об этом написано в правилах по войне) — данная операция идёт на государственном уровне. Во-вторых, собрать много драхм и обменять их на таланты. Это делается через мастерского персонажа — на афинском базаре 4 раза в день будет открываться лавка трапедзита (менялы), которому можно отдать 100 драхм и получить за них талант.

Куда нужно тратить таланты

Во-первых, таланты тратятся на снаряжение войска (1 талант на один ход одного отряда — подробнее об этом написано в правилах по войне). Если у казны города денег не хватает, таланты собираются с богатых граждан в виде налога. Во-вторых (только для Афин и Дельф), они идут на исполнение прочих общественных нужд (праздники, игры и т.п. — см. выше). Здесь есть ряд тонкостей, на которых стоит остановиться отдельно.

Дело в том, что на одни лишь драхмы можно организовать только «локальную вечеринку» — т.е. тупо и цинично пойти на базар, купить вина и оливок, а потом пригласить гостей. Для того, чтобы провести нечто более глобальное, нужны как раз таланты. Всю процедуру проще объяснить на примере. Допустим, владелецу горшечных мастерских поручено организовать большой праздник в Афинах. Он берёт драхмы, вырученные за продажу глиняной посуды, и меняет их у трапедзита на таланты (по курсу 100 к 1). Далее сей достопочтенный гражданин демонстративно приносит свои таланты на агору — мол, смотрите какой я щедрый, и сколько готов выделить на общественные нужды. Организацией праздника занимаются архонты (т.е. городские власти). Они берут эти таланты (а возможно — добавляют что-то из казны) и тоже идут к трапедзиту — менять на драхмы. Обратный курс обмена — 50 к 1 (т.е. за один талант можно получить только 50 драхм). На полученные деньги покупается еда и выпивка для празднества, нанимаются актёры, музыканты и т.п. А «потерянные» (при обратном обмене таланта) деньги как бы идут на прочие расходы для организации праздика.

Ну и в-третьих, никто не мешает использовать таланты просто как крупные денежные единицы — для подкупа, дипломатии и т.п.

Масштаб цен

Приблизительные цены на товары, а также количество денег, выдаваемых игрокам на начало игры, указаны в третьей части правил по экономике.

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan