Пиры в древней элладе

Традиции их восходят к аристократическим пирам архаического времени; участие в них было обязательным составным элементом времяпрепровождения греческой знати. Характерно, что согласно «Одиссее», женихи, добивавшиеся руки Пенелопы, пировали вместе, хотя и были соперниками. Проведение пира определялось ритуалом: согласно описанию Ксенофона (VI в. до н.э.) начинался он с возлияния в честь богов и священной песни. Руководил пиром специально выбранный человек — симпосиарх. По словам Крития (Vдо н.э.) за каждого участника пили по кругу здравную чашу, как бы подчеркивая, таким образом, равенство участников. Попойки, разгульные пиршества не допускались, хотя вина пили много. Но все же пристойным правилом считалось выпить столько, чтобы без сопровождающего дойти до дома. Сохранились указания, сколько специальных чаш можно было выпить пирующим. Вино, как известно, пили разведеное: его разводили водой на половину или на одну треть.

Пиры происходили на мужской половине дома (мегарон), свободнорожденные женщины, если пиры не носили семейного характера, на них не допускались. А когда присутствовали на трапезах, то в отличие от мужчин, которые пировали полулежа, сидели на стульях, возлежать замужним женщинам на трапезах считалось неприличным. Зато на пирах желанными были гетеры, которые вокруг стола возлежали вместе с мужчинами. Пирующие снимали обувь, рабы мыли им ноги, после чего гости сами или по указанию хозяина дома занимали места на ложах. Ложа ставились перед небольшими столиками. Перед едой рабы лили гостям на руки воду для омовения, эта процедура повторялась во время пира многократно, так как, обходясь без ножей, вилок и ложек, сотрапезники пользовались руками.

Сначала пальцы вытирали обрезками хлеба, позднее, когда пиры стали более изысканными и утонченными, для вытирания пальцев подавали особую благоухающую белую глину.

Хотя жена и дочери хозяина не участвовали в застолье, пирующие, как уже говорилось, не были лишены женского общества. В симпосион вносили разнообразие своим выступлением флейтистки, акробатки, танцовщицы, а гетеры, женщины образованные, остроумные и обаятельные поддерживали беседу даже тогда, когда речь заходила о важных государственных вопросах.

В Греции уже было достаточно развито кулинарное искусство, обычно повар не входил в штат слуг в доме. Когда приближалось время большого пира, хозяин дома, сам закупал провизию, отправлялся на рыночную площадь и нанимал там профессионального повара. Из произведений древнегреческих авторов мы видим, что в меню пиров обязательно входили дары моря: макрель, морские скаты под соусом, сельдь, камбала, крабы, а так же щука и лягушачьи лапки.

Изощренными были и блюда из птицы: искусно зажаренные голуби, воробьи, жаворонки, фазаны, дрозды, перепела и даже ласточки, приправленные оливковым маслом и пряностями. Как видим, гурманы были за пиршественным столом не редкостью. Роскошными в то время были и пиры и вообще весь быт в целом у зажиточных слоев общества.

Что касается поведения на пирах, то оно было достаточно регламентировано, причем не обычным, с современной точки зрения, образом. Судя по вазовой живописи, на пирах допускался откровенный секс, в том числе коллективный, и это не считалось непристойным. В то же время ряд поступков признавался недопустимым. В частности, Герадот рассказал историю о том, что когда один из женихов дочери Тирана города Силиона, считавшегося фаворитом, выпив слишком много, начал плясать и стал на голову, хозяин пира возмутился и заявил незадачливому жениху: «Ты протанцевал свою свадьбу». Подобное нарушение ритуала было совершенно немыслимо, за то общение с гетерами и другими женщинами легкого поведения было делом обычным.

Ситуация с ритуалами меняется в Греции в классический период. В это время бытовали самые разные пиры у разных групп населения. Перед началом новой эры сложилось множество разнообразных религиозных объединений, союзов взаимопомощи, дружеских компаний, которые устраивали немногочисленные по составу пиры для друзей.

Нормой было чуть более десятка человек, ритуалы пира не были очень строгими. Строгие же ритуалы соблюдались в пирах, которые устраивали члены религиозных союзов. Во время празднеств, пиров устраивались жертвоприношения в честь различных богов (греки, как известно, были язычниками). Часть туши животного шла жрецу, часть отдавалась богам, остальное поступало на пиршественный стол. В обычной жизни греки, как и восточные народы, мясо почти не ели, но во время пира оно употреблялось. На пирах этого периода (особенно в IV в. до н.э.) и была введена должность симпосиархов, пища равномерно распределялась среди участников трапезы.

Свойственная демосу идея равенства пронизывала практически все частные застолья. Философы во время совместных пиров вели беседы. Пиры, как правило, были открытыми, то есть двери, где проходило застолье, не запирались. Платон в своем «Пире» рассказал о пире в Сократовской компании. Очень жесткого ритуала уже не было, после возлияния богам и песнопения приступили к философской беседе. В конце пира в дом ворвалась толпа гуляк, которые так же приняли участие в пире; по обычаям демократических Афин, выгнать их было нельзя, но вся беседа смешалась, продолжать ее было невозможно. В Афинах невозможно было отгородиться от толпы, и гулящие представитель демоса сознательно пользовались таким способом попасть на пир.

В течении V—IV вв.до н.э. идет сознательное нарушение традиционных ритуалов, более того их стали пародировать во время пиров в гетериях (своеобразных полулегальных объединениях). Когда они постепенно сошли на нет, появились молодежные маргинальные группы, о которых мы узнаем из речей Демосфена. Их члены воровали из жертвоприношений Гекате те части свиньи, которые было запрещено употреблять в пищу, и съедали их, вопреки традициям: это был эпастаж, вызов.

По свидетельствам историков, ситуация стала меняться в Восточном Средиземноморье после эпохи Александра македонского. В период междоусобной борьбы диадохов (полководцев Александра) , бесконечных переселений и разрыва традиционных связей возникает потребность в новых общностях, и пир снова становится в Греции одной из тех форм общения, которые объединяют людей и укрепляют новые связи. В это время сложилось множество новых общественных микрогрупп. До нас дошли их уставы, где записано обязательное участие в совместных пиршествах. Интересно, что в случае опоздания на пир, опоздавший должен был заплатить штраф. (Похоже, что современный обычай наливать опоздавшему гостю «штрафную» восходит именно к тем незапамятным временам).

Пиры устраивались по разным поводам: в честь бога, по праздникам и даже в случае погребения.

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan