Пыточная :: Мохито для игрочков, или Всё о бюджете игры

Борис Земсков (Скракан)

Статья написана на основе одноименного доклада, который был прочитан автором 17 октября 2010 г. на «Красной стреле»

Непосредственно перед выступлением я стал спешно сокращать теоретическую часть, т.к. боялся, что участники, привыкшие к легкой форме предыдущих мероприятий, начнут сбегать. Мои опасения оказались напрасными. На «Мохито для игрочков» собрались люди, которым небезразлична судьба игровых бюджетов. Слушателям были интересны именно детали и тонкости. Примечательно, что на не-мастерском конвенте такой семинар провести бы не удалось. Во-первых, сложно набрать подходящую аудиторию. Во-вторых, нет особого смысла раскрывать простым игрокам хитрости бюджетирования.

Вступление

Для того, чтобы приготовить мохито, вам потребуются светлый ром, содовая, сок лайма, свежая мята и коричневый сахар. Добавьте колотый лёд и подавайте в высоком бокале. Игрочки это ценят.

Но в качестве компонентов мастера покупают водку, дошираки и сникерсы. Какой в этом смысл, спросите вы? Ведь мохито из них не приготовишь! В том-то и дело — в этом нет смысла!

А теперь — подробнее. Так уж повелось, что после многих игр мастера разводят руками и говорят: «Мы влетели на несколько десятков тысяч...» В качестве оправдания они приводят отличные причины: «У нас не было специального человека» или «Начали вести бюджет, но потом забили». И все воспринимают такую ситуацию в порядке вещей... Но это неправильно. Так быть не должно!

Я хочу рассказать о нескольких простых методах и принципах, которые мы выработали за последние 5 сезонов ролевизьма. Попутно я разберу некоторые животрепещущие вопросы, касающиеся психологии, философии и математики бюджетирования.

Вопросы, которые мы рассмотрим

  1. Методология (как составить бюджет и следовать ему)
  2. Психология (как заставить всех членов МГ считать деньги)
  3. Философия («не мелочиться» — это не то же самое, что «не экономить»)
  4. Математика (как рассчитать размер взноса; когда приемлем т.н. «мастерский» взнос)

Первые шаги

Начнем с банальностей. До игры осталось N месяцев, и вы сели составлять мега-табличку предстоящих расходов. Разумеется, дело происходит в Документах Google. MS Excel ничуть не хуже по функционалу, но в нем гораздо сложнее работать одновременно и по интернету.

Одна из проблем мастеров заключается в том, что большинство составителей бюджета делают такую табличку в основном потому что «так надо». Но следует смотреть глубже. Бюджет игры — это в первую очередь инструмент для достижения наилучшего результата с наименьшими затратами. А вовсе не жесткие рамки. Очень важно осознать сей факт. Тогда мои инструкции окажутся логичными и понятными.

Добавим в нашу таблицу дополнительные графы:

Мы добавили колонки «Дата», «Категория», «Комментарии», «Кто потратил» и поделили «Кол-во», «Цену» и «Сумму» на планируемые и реальные. Я расскажу об их назначении на конкретном примере.

Планирование расходов

Далее начинаем яростно вносить статьи затрат. Делать это с нуля (т.е. из головы) практически нереально. Поэтому вам потребуется проштудировать 3 источника:

  1. чужие бюджеты
  2. собственные правила
  3. переписку мастеров

Пробегитесь по чужим бюджетам (для примера можно посмотреть бюджеты бастильских игр: «Настоящий Акунин», «Игры патриотов», «Линчбург», «Клондайк: Золотая лихорадка», «Незнайка на Луне», «Battlestar Galactica: В поисках дома») и выпишите оттуда все подходящие для вашей игры позиции. Далее следует вычитать ваши собственные правила и представить, как всё это будет реализовано на практике — т.е. какая материально-техническая база потребуется. И третий этап — самый геморройный. Надо проштудировать форумы и прочие места мастерских дебатов, чтобы вычленить всякие необходимые штуки для реализации безумных идей. Вносите всё — удалить всегда успеется!

Изучение собственных правил и переписки МГ — принципиальная часть работы в команде. Невозможно составлять бюджет в отрыве от работы остальных мастеров. И наоборот — нельзя продумывать механизмы игры без оглядки на административно-хозяйственную часть. Но всё же инициатива должны исходить от составителя бюджета. Не стоит думать, что мастера-сюжетники или региональщики дадут администратору четкий список того, что им нужно. В этом отношении они зачастую ведут себя как беспомощные котята, и только на полигоне внезапно вспоминают: «Ой, а мы купили то-то и то-то?» Администратор должен быть тут как тут и великодушно отвечать: «Разумеется!»

Подводя промежуточные итоги, я хочу еще раз заострить ваше внимание на 2 принципах составления бюджета:

  1. Бюджет — не табличка, а инструмент для достижения результата
  2. Креативщик и администратор должны работать в связке

Отнеситесь к ним серьезно!

Вернемся к более приземленным вещам. Итак, у нас получается заполненная таблица:

В «Комментариях» пишем любую дополнительную информацию, касающуюся данной позиции. Чтобы никакие нюансы не вылетели из головы. Обратите внимание на «пиво». Оно попало в разные категории, потому что используется для нескольких разных нужд.

Не забывайте — это все ещё план! По мере приближения к часу Х (т.е. началу игры) вы должны более детально распланировать предстоящие закупки. Проставьте напротив каждой позиции предполагаемые даты. А категории теперь удобно переделать в места закупок.

Обратите внимание: у двух строчек с пивом появилась общая категория «Лента».

Теперь, если выполнить сортировку, скажем, по категориям, можно увидеть, где что предстоит закупать. А если отсортировать по датам, бюджет превратится в самый что ни на есть график закупок.

Философия бюджета

Чтобы немного разбавить описание сортировок, категорий и графиков, коснусь и более духовных вещей. Это в некотором роде философия составления бюджета.

  1. Не мелочитесь
  2. Экономьте на товарах, а не на людях

В первую очередь, не мелочитесь! Каким бы ни был взнос, есть вещи, которые всегда работают на благо игры. Самый тупой пример: если бы на «Второй Эпохе» ввели парочку простеньких кабаков (бюджет — 2 раза по 15 тысяч рублей, скажем), это не сильно сказалось бы на общих расходах игры. Зато не было бы возмущенных воплей «За мою 1000 рублей взноса даже не было кабака». Вместо кабака, кстати, можно запросто вставить мохито для игрочков.

Или вот еще пример: дурной тон — продавать значок (себестоимость — 8 рублей) игрокам или участникам конвента, которые уже сдали взнос из нескольких сотен рублей.

Второй пункт — можно экономить на товарах, но нельзя экономить на людях. Нет возможности купить для игротехников «Доширак» — купите хотя бы дешевый «Роллтон», а вместо баночного пива — пластиковое. Этот жест все равно будет оценен по достоинству. И уж конечно, заставлять народ отдавать дополнительные деньги за такую мелочевку — кощунство.

Закупки

Переходим к самому интересному — непосредственно закупкам. В результате ваших поездок по магазинам плановые «Кол-во», «Цена» и «Сумма» превращаются в реальные — т.е. переносятся в соответствующие ячейки.

На этом этапе компоненты мохито плавно превращаются в старые-добрые водку, доширак и сникерсы, потому что мастера осознают — так будет проще.

Красота и чёткая структура вашей таблицы обязательно нарушится — это нормально. Красивой она станет только после игры, когда вы окончательно подобъете смету и выложите всё в открытый доступ. Сейчас же расходная часть бюджета выполняет свою главную функцию — несмотря на то, что есть и плановые закупки, и уже сделанные, вы все равно видите полную картину. Сумма плановая + сумма реально потраченная = суммарные расходы.

И не забывайте вписывать в графу «Кто потратил» имя соответствующего мастера. Зачем это нужно — я объясню позже.

Доходы

Бюджет игры — это не только расходы. Доходы играют в нём куда большую роль. Поэтому мы создаем в нашем документе второй лист — «Доходы».

Сюда включаются, разумеется, в первую очередь взносы игроков. Сбор взносов — это вообще отдельная тема, которая тянет на небольшую статью. Я не будут заострять на них внимание, т.к. считаю, что со взносами у мастеров, которые взялись вести бюджет, всё более-менее нормально.

Однако есть еще такая забавная статья доходов как мастерские взносы (которые, собственно, заносятся сюда же, наравне с игроцкими). Мне хотелось бы коснутья этой темы подробнее. Если речь идет о деньгах, которые мастера временно передают в фонд игры — никаких проблем нет. Это абсолютно нормально: взносы еще не собраны, а закупки уже идут.

Но, к сожалению, усиливается тенденция собирать мастерский взнос для покрытия запланированного дефицита бюджета. Эта концепция порочна сама по себе и убивает на корню идею сбора взносов в принципе. Мастера делают игру и просят всех игроков на нее скинуться. А при введении мастерского взноса получается, что мастер доплачивает игроку, чтобы тот поиграл на его замечательной игре (модная тенденция в свете увеличивающейся конкуренции). Чего не сделаешь ради вкусной сладкой олдовости! Но это мазохизм.

Впрочем, не буду столь категоричен. Есть ситуации, когда мастерский взнос всё же приемлем. Если МГ закупает для игры не только расходные материалы, но и активы (т.е. то, что будет использоваться и в дальнейшем — генераторы, бензопилы, тенты, газебо и пр.), разумно переложить часть расходов с игроцких плеч на мастерские. В этом случае уходить в как бы минус даже выгодно. Видя дефицит бюджета, игроки начинают сквозь пальцы смотреть на вещи, которые мастера закупили для использования в т.ч. на следующих играх.

В общем, в результате внесения доходов 2-й лист выглядит примерно так:

Не забывайте исправно заполнять ячейку «Кто взял». А еще доходы можно разделить на плановые и реальные. Я не стал этого делать в своем примере, чтобы излишне не перегружать всю конструкцию.

Учет денег внутри МГ

Итак, процесс закупок и сбора взносов в разгаре. Неизбежны ситуации, когда один мастер передает другому какие-то деньги. Для их учета мы создаем 3-й лист — под названием «Движение» (т.е. движение денег).

Вроде всё очевидно: Вася передал Пете такую-то сумму.

Таким образом мы добрались до самого сердца нашего бюджета. Это последний лист файла — назовем его «Сводный».

Его содержимое должно в корне изменить ваше отношение к бюджету игры. Здесь ничего не заполняется ручками. Всё просчитывается автоматически, благодаря заранее введенным формулам.

  • Собрал =SUMIF(Доходы!$D$3:$D;A3;Доходы!$C$3:$C)
  • Получил =SUMIF(Движение!$C$2:$C;A3;Движение!$D$2:$D)
  • Потратил =SUMIF(Расходы!$K$4:$K;A3;Расходы!$I$4:$I)
  • Передал другому =SUMIF(Движение!$B$2:$B;A3;Движение!$D$2:$D)
  • Осталось на руках =B3+C3-D3-E3

Не забивайте себе голову. Они приведены в основном для справки. Эти формулы можно взять из специального шаблона бюджета, который я сделал общедоступным на Google Documents (а в новые строки добавить «протяжкой»). Объясню их суть словами.

Формула в ячейке «Собрал» (там где строчка «Вася») пробегается по листу «Доходы» и суммирует те взносы, которые собрал Вася.

Формула в ячейке «Потратил» анализирует лист «Расходы» и точно так же суммирует всё, что потратил Вася.

«Получил» [от другого мастера] и «Передал другому» [мастеру] берут информацию из листа «Движение» [денег].

Ну а в ячейке «Осталось на руках» происходит обычное сложение и вычитание. «Собрал» плюс «Получил» минус «Потратил» минус «Передал другому».

Описанная система позволяет работать в т.ч. над крупными проектами, где закупками и сбором денег занимаются десятки разных людей.

Я понимаю, что вышеприведенные объяснения кажутся громоздкими. Вы всё осознаете в процессе, если возьмете на вооружение наш метод. Основное его достоинство заключается в том, что исчезают такие понятия как «деньги из кассы» или «деньги со взносов». Деньги — это всегда просто деньги. Их можно класть в свой кошелек и тратить из своего кошелька. Важно лишь то, сколько мастер должен кассе или сколько касса должна ему.

Попутно решается следующая важная проблема: как заставить всех мастеров считать деньги. Очень просто. Эта система касается каждого мастера, через которого проходит хотя бы рубль. Если конкретный мастер не пропишет свое имя в табличке при совершении, например, покупки — это будет означать, что касса не должна ему ничего возмещать. Тут уже не отмажешься фразами типа «Еще не все чеки разобрал». С системой не договоришься, и она не прощает ошибок. «Нет глазок — нет мультиков».

Совокупность приведенных методов можно назвать децентрализованной системой бюджетирования. Ее достоинства очевидны:

  1. Одновременная работа большого количества мастеров
  2. Не требуется разделять личные и бюджетные деньги
  3. У всех мастеров есть стимул считать доходы и расходы

Размер взноса

Для расчета размера взноса не существует единого подхода. Основной принцип: поделите сумму плановых расходов на количество потенциальных игроков. Но дать такой совет — всё равно, что не сказать ничего. Во-первых, полученное число не всегда будет приемлемым. В результате мастера могут либо поумерить свои амбиции (урезать бюджет), либо пойти на крайние меры — снизить игроцкий взнос до разумного, а разницу покрыть за счет мастерских взносов. Впрочем, о них я уже сказал выше.

Аналогично — что считать приемлемым взносом, зависит от конкретной ситуации. Если тема интересная — народ охотно сдаст и большой взнос. А если вы молодая МГ, вряд ли народ активно понесёт вам свои деньги.

Открытость бюджета

Вот я тут распинаюсь и учу вас жизни, а ведь есть определенная доля мастерских групп, у которых и с планированием, и с реализацией бюджета всё хорошо. Просто они считают, что данную информацию не надо афишировать во избежание геморроя. Эта позиция тоже достойная. Просто мы придерживаемся иного мнения. Финансовый отчет, как ни крути, увеличивает доверие к мастерам.

Дефицит и профицит бюджета

Ситуация, когда игра уходит в минус, в нашем извращенном ролевом сообществе считается нормой. Когда мастера влетают на деньги, игроки не возмущаются и закрывают глаза на огрехи бюджета в принципе. Если перефразировать известную фразу про законы — получается «Плохой бюджет компенсируется необязательностью его исполнения»

Совсем другое дело — когда в бюджете после игры образуется профицит. Вот где место для сетевых холиваров! В сентябре 2010 г. отгремел небольшой срач, связанный с выкладкой бюджета «Battlestar Galactica» (см. здесь и здесь, но имейте в виду, что оба сообщения — подзамочные). Готовясь к выступлению на «Красной стреле», я даже честно перечитал все высказывания, и занес интересные мысли в специальный черновик. Но в чистовик включать не стал. Муссировать их еще раз — неблагодарное дело. Кто хотел высказаться — высказался.

Дам лишь ценный совет:

Раскрывать игрокам свой профицит опасно для здоровья. В МТГ «Бастилия» работают циничные и бездуховные люди. Мы тренировались годами. Не повторяйте наши примеры у себя дома!

Во избежание геморроя рекомендую молодым МГ вместо профицита прописывать расходы на сотовую связь, бензин для мастерских автомобилей и просто пополнение мастерских активов неприменительно к игре (рации и т.п.).

Или, в конце-концов, устройте послеигровую пьянку — с блэк-джеком, шлюхами и, конечно же, мохито для игрочков. Хотя в нём, как уже было отмечено в начале, никакого смысла нет.

Практическая часть с «Красной стрелы»

После теоретической части участники весьма оперативно разделились на группы для анализа игровых бюджетов. Только одна группа решила задачу непосредственно так, как планировали организаторы. Бюджет «Метро 2045» с изначальным дефицитом 50000 р. был выведен «в ноль». Остальные 2 группы пошли нетривиальным путем. Игру «Цена Робин Гуда» было решено перенести с частного полигона на «обычный» (общедоступный лесной). В результате взнос уменьшился до 500 р., а обеспечение кабака — увеличилось. Участники, разбиравшие бюджет «BSG» (которым было дано задание уменьшить расходы) согласились, что практически все позиции оправданы. А незначительные сокращения отдельных статей бюджета не оказали бы серьезного влияния на взнос.

P.S.: Выражаю благодарность Дмитрию Селину (Абдуле) за ценные замечания и помощь в проведении практической части мероприятия.

P.P.S.: Напоминаю, что в дополнение к вышеприведенным скриншотам можно изучить непосредственно таблицу с примером — я сделал документ общедоступным.



Хороший хостинг
RPG.RU - Ролевые Игры Живого Действия
Комкон - Сделаем Мир Лучше
Manor - самый живой LRPG форум

Ролевые игры 2010


 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan