Земсков Борис (Скракан)

Профессий много, но
Прекрасней всех - кино.
Кто в этот мир попал -
Навеки счастлив стал.

И нам, конечно, лгут,
Что там тяжелый труд.
Кино - волшебный сон.
Ах, сладкий сон!

Геморрой

С первым куплетом известной детской песенки я ещё, пожалуй, соглашусь, но, сочинив фразу «И нам, конечно, лгут, что там тяжелый труд», г-н Хитрук сильно просчитался. А «сладкого сна» нам как раз не хватало в течение всей предыгровой недели... Я, конечно, не знаком с процессом съемок настоящего кино, но, исходя из игры, рискну предположить, что там тоже не всё так гладко, как кажется простому зрителю.

Разумеется, организаторского геморроя перед «Американским боевиком» у мастеров было предостаточно. Перечислять все наши заморочки сейчас уже не имеет особого смысла (те люди, которые мастерили в своей жизни хоть одну игрушку, с ними и так знакомы), но всё же немного обидно, что есть лица, считающие единственной основной заслугой мастеров оригинальную концепцию про актёров и съёмочную группу. В своём отчете я хочу перечислить несколько положительных и отрицательных моментов, которые заслуживают более-менее пристального внимания и игроков, и мастеров.

Концпепт

Первым делом стоит упомянуть про саму идею внешнего плана игры (речь идёт о взаимодействии актёров и съёмочной группы). К сожалению, не все игроки поняли её так, как хотели изложить мастера, хотя основную суть двойной игры мы описывали и в правилах, и при личном загрузе персонажей.

Вообще-то, персонаж «Боевика» мог переходить в роль актёра только в тех случаях, когда к нему обращается кто-то из съёмочной группы. Но во время игры игроки (у которых, видимо, ещё сохранился стереотип того, что по спорным вопросам всегда надо обращаться к мастерам) сами перевоплощались в роль актёра и подходили к режиссёру - «Случилось то-то и то-то. Я могу поступить так-то?». В большинстве случаев нам приходилось отвечать в стиле «Поступайте по своему усмотрению» и добавлять, что мы снимаем пародию, в рамках которой можно делать почти всё. Похоже, это была мастерская недоработка. Значит, надо было описывать концепцию в правилах более подробно и с конкретными примерами.

Но в целом большинство игроков по достоинству оценило задумку мастеров - вполне возможно, что некоторые приехали на игру только ради этого. Не может не радовать тот факт, что многие игроки придумали оригинальный типаж для своего актёра. Многие активно играли во второй ипостаси до и после «съемок» (общение друг с другом, заключение контрактов с исполнительным продюсером, церемония вручения «оскара» и т.п.). Многие жалели, что попросту не было возможности проявить себя на полную мощность...

Антураж

Общий антураж игры оказался на весьма приличном уровне. Почти всех порадовали цветные номера газеты «Yellow Press», которая оперативно реагировала на ключевые события в городе; доллары с изображением мастеров; режиссёрский рупор и хлопушка. Мы очень довольны тем, что на «боевике» (который, в сущности, был техногенкой) камуфляж не стал основным элементом прикида. Костюмы подавляющего большинства игроков вообще заслуживают отдельных благодарностей - эх, надо было вводить специальную номинацию! Весьма забавно, но я ещё ни разу не видел столько «настоящих» негров на одной игре - целых шесть штук (плюс осветлённый Майкл Джексон и зеленый полунегр-полукитаец Жан Клод О'Хара). Народ мазал лица с большим удовольствием...

Стоит признаться, золотые статуэтки «оскаров» делались практически за одну предыгровую ночь. К сожалению, мы не очень искушённые скульпторы, поэтому в процессе полимеризации пластики было потеряно две фигурки, а остальные слегка потрескались. Впрочем, это не помешало церемонии вручения «оскара» пройти в лучших традициях голливудщины - без вручения наград концовка игры пострадала бы более сильно.

Строяк тоже не подкачал. Для столь небольшой игрушки, к тому же однодневной, пять зданий со стенами и крышами - это, на мой взгляд, более, чем хорошо. Даже немного обидно, что не пошел сильный дождь. Выходит, мы зря по поводу крыш геморроились? Да ладно, ладно, шуткую... (Тут, кстати, стоит сказать отдельное «фи» синоптикам, которые предрекали отвратительную погоду, и отдельное спасибо погоде, которая всё-таки работала на мастерскую группу.)

Полигон

«Съемочная площадка» фильма также заслуживает отдельного упоминания - по поводу места для полигона было очень много геморроя. Поскольку перед игрой мы громко кричали о том, что всё действо будет проходить под Петергофом, пришлось спешно искать место там. Это оказалось не так-то просто. Мысль о том, что игра провалится из-за плохо выбранного полигона частенько не давала мне заснуть...

Но, как ни странно, всё обошлось. Несмотря на то, что полигон располагался в 7 минутах хотьбы от станции "Университет", в 5 минутах от филфака СПбГУ и в 200-300 метрах от ближайших огородов, это было практически не заметно, и за всю игру мимо нас прошло всего двое грибников. А еще мы были полностью уверены, что железная дорога, проходящая вдоль одной из границ полигона, заброшена (никто ни разу не видел, чтобы по ней что-то ездило, к тому же там всё жутко заросло травой). Каково же было наше удивление, когда в конце игры все могли лицезреть товарный поезд, проходящий в нескольких десятках метров от нас!

Сюжет

Ну вот я и добрался до самого больного, на мой взгляд, места в «Боевике». Сразу после игры я в сердцах сказал, что больше никогда не буду делать игры с заранее запланированным сюжетом. Уж не знаю, насколько это близко к правде, но сначала расскажу всё по порядку.

Изначально мастерами было задумано несколько ключевых моментов в фильме, которые обязательно должны произойти. Всё остальное время игра могла идти своим ходом, а режиссёры следили бы только за тем, чтобы её русло не отклонялось от нужных точек.

Начнём с пресловутого артефакта. Дело было так. Прибыв на гору Монсальваат, Индиана Джонс обнаружил там следы пребывания туристов (в основном, мусор). Разумеется, никакого артефакта отыскать не удалось. Поэтому профессору Джонсу удалось забрать лишь забытый кем-то подстаканник (вообще-то мы задумывали стопку, но это уже мелочи) - из него он и пил виски в баре. Чтобы не подмочить свою репутацию, Инди не стал никому рассказывать о своём провале, но от горя и бызысходности профессор потихоньку начал спиваться...

Индиану опередили на несколько дней - Святой Грааль нашла его конкурентка-любовница Лора Крафт. Расхитительница гробниц предпочла умолчать об этом факте, дабы воспользоваться артефактом в корыстных целях - стать Повелительницей Мира. Для этого ей нужно было выполнить целый квест. Лора знала, что чаша Грааля служит мощнейшим источником энергии для мега-установки. Сумасшедший ученый Альберт Нихтферштейн мог собрать такую установку, но запросил $1000000. Поэтому как только Сигизмунд Крафт составил завещание для своей дочери (по чистой случайности именно на $1000000), Лора решила приблизить кончину богатенького папы. Исполнителем был выбран Майкл Калкин, ни в чём не повинный мальчик-газетчик. Воспользовавшись методом кнута и пряника (за отказ Лора грозилась собственноручно разделаться с парнем, а в качестве награды пообещала подарить мопед), кровожадная расхитительница гробниц заставила Майкла замочить Сигизмунда. 27 сентября, вечером, когда Лора (по официальной легенде) играла в шашки с напарником полицейского Брюса, произошло убийство. Газетчик поступил по-дилетантски - стукнул свою жертву по голове стеклянной бутылкой из под пепси-колы, которую регулярно пил сам. (Для тех, кто не в курсе: труп, найденный на начало игры - это и был Сигизмунд Крафт.) Убийство так и не раскрыли, однако нужную сумму в банке Лора получить не смогла - завещание было составлено с ошибкой... В общем, будущей Повелительнице Мира предоставилась богатая возможность за короткий срок раздобыть где-то миллион долларов.

К сожалению, три враждующих группировки (правительство, террористы и ученые) уделили поискам артефакта совсем мало внимания, зато Граалем почему-то очень сильно интересовалась мафия... Раздобыть миллион долларов Лора за игру не успела, хотя предпосылки для этого вроде бы были (хакер Василий Траблов достал в Сети правильно составленное завещание).

А ещё по Энтауну бродили инопланетные жители. Способ их размножения был такой: в человека через рот попадает личинка, в желудке она растёт и потихоньку съедает все окружающие её внутренности (в том числе и кости), пока не останется только оболочка - кожный покров. Именно поэтому странный тип с перекошенным лицом (точнее, существо, сидевшее внутри него) чувствовал себя в новом теле так неуютно. А в Энтаун он приехал исключительно ради того, чтобы вернуть на Родину товарища, который улетел на Землю много лет назад...

Этим потерянным другом был никто иной, как генерал Джонатан Линкольн. Его лицо, поведение, манеры и речь были нормальными в связи с длительным пребыванием на Земле - за много лет успел привыкнуть к чужому телу.

Инопланетян от всех остальных людей отличало то, что для поддержания своей весьма нехилой физической формы, им требовалось постоянно поедать арахис. Только по этой примете странный тип с перекошенным лицом мог обнаружить генерала. Каково же было удивление мастеров, когда через полчаса после начала игры мы увидели такую картину: Джонатан Линкольн и странный тип идут вдвоем по улице, оживлённо о чём-то беседуют и поедают арахис! Поэтому сюжетная линия про инопланетян проявила себя мало. Разумеется, это мастерский недочет - надо было прописывать больше завязок и предоставлять конкретным игрокам более подробную информацию...

Где-то с середины игры русские террористы захватили банк с заложниками - кассиршей, охранником и, если я не ошибаюсь, бабушкой Люсьеной. Сейчас идут пересуды о том, что заложникам в течение всей игры было нечего делать. Мы принимаем вину на себя, но всё же попытаемся оправдаться. Мастерами планировалось, что в банке будет активно вестись внутренняя игра между заложниками и террористами (обе стороны были в курсе и знали, на что идут). Согласитесь, что примеров подобных сцен в американских фильмах - предостаточно. Растяпа-охранник, который тайно любил кассиршу должен был показать себя героем, чтобы та наконец-то обратила на него внимание. Затем планировалось разыграть небольшую лавстори на фоне злобных русских террористов. А вообще, банком должно было весьма сильно интересоваться на игре куча народа - полиция, ФБР, правительство (заложники как-никак!). В том, что это мало проявилось на игре - мастерская вина лишь отчасти. А что вы скажете на то, что в итоге мафия пошла выносить банк? Тут уже потребовалось режиссёрское вмешательство.

Предвыборная борьба между Чморфеусом и Джонатаном Линкольном, к счастью, шла исключительно благодаря усилиям игроков - и на том спасибо. Театрализованная битва между терминатором и чикенмэном, хоть и получилась со второго дубля, тоже смотрелась весьма эффектно (хотя в деле боёвки лучше всего себя показала, конечно, «Матрица»). «Вырубленного» терминатора пришлось перепрограммировать под Windows 3.11, так как дискета с нужной прошивкой была потеряна в ходе нападения Джексонов на Василия Траблова, но в результате получилось даже более прикольно.

Суд на генералом (разоблачение его домоганий до Моники Верлински) прошел просто шикарно! Это был чистый фарс (наверное, можно провести аналогии с судом над убийцами эрцгерцога на «Балканском Соннике», но, к сожалению, никто из мастеров в тот момент там не присутствовал). Честно говоря, я не ожидал такой активности от «обвинителей» и «защитников». О, сам процесс невозможно передать, это надо было видеть! Чего стоят платье с белым пятном и семейные трусы, которые Моника Верлински предъявила в качестве доказательства! Или фраза Малдера (в ответ на слова прокурора «У нас есть факт!») - «Йес, ши воз факт!»... Концовку суда, наверное, не мог предвидеть никто - я имею в виду финальную речь генерала в свою защиту: «Ну кто из вас откажется трахнуть жену своего врага накануне выборов, и чтобы она сама об этом сообщила?» Джонанатан Линкольн был оправдан, а фильм на этом моменте режиссёры решили прекратить. Теперь мы считаем такое решение несколько опрометчивым, потому что, как выяснилось позже, не все игроки успели разобраться со своими проблемами, и многие хотели продолжать игру.

С описанием заранее запланированных сцен вроде бы покончено. Теперь объясню, почему я считаю сюжет «Боевика» самым больным местом. Дело в том, что практически все игровые действия не пошли по нужному руслу своим ходом - каждый раз режиссёрам приходилось вмешиваться и «напоминать» актёрам об их роли в фильме... К сожалению, у меня небогатый опыт игр по заранее продуманному сценарию, поэтому я не знаю - нужен ли вообще сюжет для пародии? На данный момент моё мнение такое: в большинстве игр пародийного жанра надо всё отдавать на откуп игрокам, а вот при «съемках» фильма без сценариста не обойтись.

Из неосуществлённых задумок

Разумеется, накладок было множество. Перечислю лишь особо критичные. Например, на игру не заехала клиника (а конкретно - сумасшедший доктор Альберт Нихтферштейн и эротичная лаборантка Памелла), поэтому в срочном порядке пришлось догружать санитара (Гакхана), ибо на ученых была завязана куча игровых событий.

Если проблему с недозаедом актёров можно было решить прямо на месте, то проблему с отсутствием видеокамер - уже нет. Короче, в съемочную группу не заехали два оператора. Некоторые эпизоды «Боевика» всё же удалось завпечатлеть на камеру Врага, но, фильм, как таковой, снят не был...

Также планировалось записать диск с саундтрэком. Режиссеры должны были ходить с магнитофоном и в нужный момент включать определенное звуковое сопровождение. Конечно, несколько раз мы его всё же повключали... Но на игре в нашем распоряжении вместо нескольких десятков было всего шесть трэков, да и вообще потом пришлось отдать магнитофон в бар - им он был нужен больше.

Я очень жалею о том, что масштаб цен на игре был невысок. Причиной тому - наличие купюр лишь в 1, 6 и 1000000 долларов. Я как-то не уделил большого внимания тому факту, что кроме покупки выпивки и освобождения заложников, в Энтауне будут заключаться и «средние» сделки (например, грамм героина должен стоить $300) - сотен и тысяч как раз не хватало.

По поводу игрового парада у нас была кое-какая свежая задумка. Сначала мы хотели сделать представление персонажей друг другу уже в рамках фильма - в начале, в виде так называемых «титров». Игроки должны были разделиться на небольшие группки и показывать короткие сценки, определяющие завязки на их персонажей. Чтобы лучше представить это, вспомните какой-нибудь фильм, где в самом-самом начале в течение нескольких секунд показывается несколько эпизодов с главными героями, и после каждого пишется имя актёра. В ходе предварительных обсуждений с авторитетными лицами, а также руководствуясь отсутствием времени, мастерами было решено не заморачиваться на «титры», хотя идея остаётся в силе.

Вместо эпилога

Несмотря на весь вышеописанный геморрой, игра получилось удачной. Число положительных отзывов доминирует над количеством отрицательных. Достоинств у «Боевика», несомненно, было больше, чем недостатков, - просто природная мега-скромность не позволяет нам описывать их во всех подробностях.

Огромное спасибо всем заехавшим игрокам - без их участия наши «концептуальные» задумки полетели бы к чертям. Огромное «увы» всем недоехавшим. В течение предыгровой недели у меня был стандартный мастерский депрессняк («Как всё плохо!») - он улетучился уже на Балтийском вокзале при встрече с игроками, когда я понял, что большинство народу всё-таки выбралось из дома. Также мне очень понравился процесс подготовки к игре непосредственно на полигоне. Оказывается, ужасно здорово быть мастером и ничего не делать, а только ходить и командовать!

Многие игроки уже сразу после «съемок» задались вопросом о сиквеле. Да, «Американский боевик II: Смертельная схватка» будет (концепцию продолжения Йорик придумал уже на следующий день после игры). Но не раньше чем через год, это точно. Причин тому несколько. Во-первых, не очень хочется начинать мастерскую «карьеру» с клепания однотипных игрушек. Во-вторых, «АБ2» потребует гораздо больших усилий - ведь это будут четыре разных фильма с четырьмя разными съемочными группами (одна из которых - мы). Если желаете присоединиться (я имею в виду стать съемочной группой) - милости просим!